Через века, через года, — помните!

22 июня 2021 года —  День памяти и скорби. В этом году 80-я годовщина начала Великой Отечественной войны. Именно в этот день, началась самая кровопролитная и страшная война в истории нашей страны. Именно это, казалось бы, тихое, воскресное утро, разделило жизнь миллионов советских людей на «до» и «после».

Каждый год, этот день напоминает нам обо всех погибших на фронтах и в тылу, обо всех замученных в концлагерях и умерших от голода.

Вспоминают об этом дне и наши ветераны, получатели социальных услуг, которым я предоставляю социальные услуги на дому.

Гойхерман Екатерина Алексеевна , 1929 г.р.

«В июне 1941 года мне было 11 лет. Мы жили в деревне Водозерье Кировской области. Когда началась война,  всех мужчин забрали на фронт. Я помню, как  плакали женщины, плакали криком. В деревне остались лишь двое взрослых и  мальчишки-подростки. Мой папа был не здоров и его оставили в деревне. Он работал счетоводом. Вся работа в колхозе легла на плечи женщин и детей. Работать нас отправляли и  в поле на прополку, и в лес на заготовку дров,  а еще ходили по хлевам и собирали навоз для колхозных полей. Работали все, с  раннего утра до позднего вечера. Скидки на возраст никому не было. Каждый отработанный день записывали, а за отработанные трудодни, в конце года, давали немного муки или зерна. Все годы войны в селе работала школа, и мы продолжали учиться. Из колхоза никого никуда не отпускали, уехать можно было лишь в ремесленное училище. Возле школы были разбиты участки, на которых сажали лук и картофель. Этот урожай был только для учеников школы.

Помню, как привезли эвакуированных из Ленинграда, раздетых, голодных и больных. К нам поселили двух женщин. Одна быстро умерла, другая была очень пожилая, но  вместе со всеми ходила на работу, что бы хоть что- то заработать и покушать. Она все время говорила:

— Иду грабить!

— Не грабить, а грести! Грести сено!

А она все одно: «Грабить и грабить».

Грести она не умела совсем, ломала вилы, уставала и много болела.  Ее увезли потом из деревни  в город.

Самое страшное воспоминание — это голод. Голод постоянный. Много людей умирало, много. Все отдавали фронту. У нас была корова, но все что мама надоит, мы должны были сдать.  Я бежала в район, за 3 километра от деревни, с бидоном молока и не могла даже заглянуть в него. Собирали и сушили клевер, затем заваривали его кипятком и хлебали. Ели и почки с деревьев и корешки  травы, все подряд ели. Лето нас спасало, а зимой становилось очень тяжело. Помню, что по всему селу собирали любые теплые вещи и затем отправляли их на фронт, куда конкретно — никто не знал. 1944 году папу тоже забрали в трудовую армию, после войны он вернулся.

 Тяжело вспоминать про войну…»

Завьялова Ефимия Михеевна,  1920 г.р.

Моя семья  мама,  сестра и старая бабушка, во время войны жили в селе Тоболово Тюменской области. Моего папу расстреляли белогрвардейцы еще в 1920 году. Как только началась война, всех мужчин забрали на фронт.  У соседки ушел муж и три  сына, никто из них не вернулся.  Мама и сестра работали в колхозе, а я работала в школе сторожем. Был страшный голод. Все отдавали фронту. За время войны я переела все травы и корешки, даже молодую кору собирали. Самым сладкими были корешки камыша, дети любили из него лепешки. Летом очень спасала  река, можно было рыбачить. Не хватало одежды и обуви. Ботинки делали на деревянной подошве, сверху прибивали кусок кожи. Зимой, у кого были носки,  поддевали их, у кого не было, наматывали тряпки. Перебивались,  как могли».

Вспоминать о войне тяжело, но забыть об этом невозможно потому, что это наша жизнь, наша история.

Социальный работник ОСО № 3

Кряжева Елена Николаевна

                                                                     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *