Техническая учеба: «Социальная работа как особый вид профессиональной деятельности: особенности взаимодействия социального работника и клиента»

07.09.2022 года в отделениях социального обслуживания на дому была проведена плановая техническая учеба на тему «Социальная работа как особый вид профессиональной деятельности: особенности взаимодействия социального работника и клиента» 

Социальная работа – особый вид деятельности. Социальная работа — это деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решать свои жизненные проблемы.
Социальная работа может быть профессиональной и непрофессиональной. Профессиональная социальная деятельность включает: содержание, характер труда, профессионализацию, специализацию. Признаками профессиональной деятельности является совокупность знаний, навыков, умений, приобретенных в период обучения в вузе.
Большую роль во взаимодействии социального работника и клиента играют профессиональные умения и навыки специалиста, степень владения методами поддержки, социальной терапии, реабилитации и коррекции.
Социальная работа включает и компоненты непрофессиональной деятельности, например, заботу, благотворительность, милосердие.
Социальная работа как вид деятельности, является, в сущности, коммуникативной. Коммуникативное взаимодействие, понимается как взаимосвязь. Основная цель взаимодействия социального работника и клиента – оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы. Деятельность социального работника должна достигнуть такого результата, когда у клиента исчезает необходимость в его помощи. 

Особенности взаимодействия социального работника и клиента
Характер взаимодействия социального работника и клиента во многом определяется тем, насколько глубоко и прочно специалист овладел методами и технологиями социальной работы. Профессиональный социальный работник в отличие от непрофессионала всегда взаимодействует с клиентом в соответствии с рекомендациями специалистов в области социальной диагностики, социальной профилактики или социальной реабилитации, социального патронажа или социальной терапии. Профессионал при любых обстоятельствах творчески применяет методы социальной работы, учитывая специфику своего клиента, в отличие от непрофессионала. Творческое выполнение социальным работником его профессиональных обязанностей, постоянное профессиональное и духовно-нравственное совершенствование – долг социального работника по отношению к самому себе.
Социальный работник, в отличие от непрофессионала, должен обладать не только современными знаниями из разных областей социальной науки, но и прочными навыками социальной работы. Он обязан уметь выслушать клиента, осознав суть его проблем, создать и поддерживать взаимодействие с клиентом до полного их разрешения, вовлекать его в активный процесс социальных действий, направленных на преодоление сложных жизненных ситуаций, находить правовые, информационные и иные решения, предоставлять социальные услуги, предусмотренные законодательством Российской Федерации и отдельных субъектов страны.
В зависимости от характера, отношений работника с клиентом, система социальной защиты может или укрепляться, или разрушаться. Несмотря на то, что между социальным работником и его клиентом устанавливаются партнерские отношения, по силе влияния на партнера более активной стороной является социальный работник, поскольку его действия и поступки имеют решающее значение для клиента и решения его проблем. В силу своего профессионального долга специалист заинтересован в укреплении и совершенствовании отношений с клиентом и его близкими. Однако формирование благоприятных для работы отношений с клиентом не всегда зависит от социального работника, поскольку субъективные характеристики клиента также оказывают существенное воздействие на их взаимоотношения. Объективно клиент социального работника заинтересован в установлении прочных, доброжелательных отношений с социальным работником, однако в меньшей степени, чем специалист: он знает, что, как бы он ни относился к социальному работнику, тот все равно обязан будет выполнить свой профессиональный долг. Иногда клиент использует свое преимущественное положение не на пользу дела
Свои обязанности социальный работник выполняет не только потому, что его деятельность нужна обществу, необходима клиентам, но и потому, что она необходима ему самому, поскольку отвечает его внутренним потребностям, способствует реализации его личностного потенциала. Деятельность социального работника протекает на глазах у людей и поэтому постоянно оценивается ими. Оценка деятельности социального работника выражается в отношении к нему со стороны окружающих людей – как участвующих в процессе социальной работы, так и не включенных в него.
Так же, одной из особенностей является эмоции во взаимодействии социального работника и клиента. Встречаясь с трудностями адаптации клиентов к неблагоприятным условиям жизни, социальные работники переживают неблагоприятные эмоциональные состояния. Чаще всего, негативные эмоции вызывают у социальных работников трудности адаптации пожилых людей; детей-инвалидов, взрослых инвалидов, безработных, бывших заключенных.
Профессионал способен избегать переживание негативных ситуативных эмоциональных состояний. Социальные работники, освоившие механизм идентификации-обособления на уровне продуктивных технологий общения (через метод основного или глобального анализа проблем клиентов) использовали во взаимодействии с клиентами соучастную стратегию контакта.
Таким образом, одной из важнейших особенностью взаимодействия социального работника и клиента является, то, что социальный работник в большей степени заинтересован в решение проблемы, нежели клиент. Так как для социального работника помощь клиенту это не только работа, а еще и удовлетворение своих внутренних потребностей.
Социальные работники обновили знания и подчерпнули новое. Стажисты поделились опытом с вновь пришедшими в нашу профессию. 

*Изображения взяты из Интернета

Контакты для связи:

Наша почта: yashma@office-nko.ru
Сайт: https://yashma.office-nko.ru
Группа в ВКОНТАКТЕ: https://vk.com/anosonyashma
Группа в ОДНОКЛАССНИКАХ: https://ok.ru/group/66273623343137
Группа в Telegram: https://t.me/anosonyashma

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *