От НижнегоТагила до Байконура

Семён Егорович Алексеев является получателем социальных услуг в отделении социального обслуживания на дому № 3 уже четвертый год. В преддверии юбилейной даты Дня космонавтики социальный работник Семушина Е.С. пообщалась с бывшим работником конструкторского бюро, которое в 60-е годы делало все возможное и невозможное, чтобы стать лидером и помочь Советскому Союзу первым совершить полет в космос.

Семен Егорович пришёл на Уралвагонзавод после окончания Нижнетагильского машиностроительного техникума. Работал технологом, руководил участком.  Поступил в Уральский политехнический институт, на заочное отделение, но доучиться так и не получилось. Его работа над секретными разработками началась с рождением  Уралкриомаша — 1 октября 1954 года, тогда постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР в составе Уралвагонзавода было образовано особое конструкторское бюро ОКБ-250 по криогенной технике и наземному стартовому оборудованию, в состав которого и был принят Семён Егорович. Первой и главной задачей стало создание средств заправки жидким кислородом и азотом знаменитой ракеты Р-7 легендарного конструктора Сергея Королева. Уральские  криогенщики с заданием справились. Запуск ракеты с первым искусственным спутником Земли ознаменовал начало космической эры.

Знаменательный полет Юрия Гагарина не состоялся бы без ОАО «Уралкриомаш» – предприятия, входящего в структуру корпорации УВЗ. Тагильские специалисты принимали участие во всех отечественных космических программах. Здесь были разработаны подвижные заправочные средства для ракет-носителей, которые обеспечили запуски не только корабля «Восток-1», но и первых спутников, а также реализацию программ «Энергия-Буран» и «Морской старт».

Когда первые и самые трудные задачи были решены, заложены основы технологии криогенного производства, заводские специалисты начали работать над надежностью своих изделий. Изоляция криогенных сосудов была несовершенна, часть содержимого цистерн испарялась еще во время пути. Иногда они приходили на космодром полупустыми. Тогда ОКБ-250 был освоен вакуум – лучший в природе изолятор. В то время ни одно предприятие не имело опыта по изготовлению больших сосудов с вакуумной изоляцией.
Первым авторским свидетельством на изобретение, которое получила группа специалистов ОКБ-250, стало свидетельство на устройство цистерны 8Г513 с вакуумно-порошковой изоляцией. Она явилась прототипом для нового поколения современных криогенных цистерн и кардинально решила проблему потери жидких кислорода и азота при перевозке с пяти до 0,2 процента в сутки.

Одним из выдающихся достижений ОКБ-250 в 60-е годы стало создание железнодорожных цистерн для перевозки жидкого водорода – самого эффективного, но чрезвычайно взрывоопасного ракетного топлива.

Семён Егорович отработал на секретном производстве более 50 лет. Говорить свободно о работе мог только дома с женой, она трудилась в том же конструкторском бюро. Даже за случайно оброненное по телефону слово следовало наказание. Разговоры сотрудников прослушивались.

Семён Егорович участвовал в разработке цистерн для перевозки жидкого кислорода, а так же заправочного оборудования для космических кораблей.

Для проведения испытаний приходилось выезжать на космодром «Байконур», здесь и произошла встреча с Юрием Гагариным, в товарищеской игре в волейбол. Но тогда ещё не было известно, что именно он полетит в космос.

На вопрос, как вы справлялись с такой сложной и ответственной работой, Семён Егорович уверенно отвечает: «Руководство ставило нам задачу и мы её решали».

В АНО СОН «ЯШМА» на обслуживании состоит еще один конструктор ОКБ-250. Это Мурач Галина Васильевна. Коллектив организации поздравляет Семена Егоровича и Галину Васильевну с Днем космонавтики, благодарит их за самоотверженный труд и вклад в развитие ракетно-космической отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *