Почему пожилые люди были важны для детей дворян и крестьян

Для нас бабушки и дедушки — особенные люди. Часто они участвуют в воспитании внуков и проводят с ними много времени. В России в самых разных слоях общества именно старшее поколение становилось чуть ли не самыми главными фигурами в воспитании. Рассказываем, чем так важны были бабушки и дедушки для своих воспитанников в XIX веке.

Пестование и сказки
В крестьянских семьях главными всегда были старшие. Бабушки и дедушки до самого пожилого возраста были активными и отходили от дел, только когда управляться с хозяйством становилось совсем тяжело.
Такие активные старшие назывались большаками и большухами. При этом бабушки-большухи, будучи очень занятыми, очень много уделяли внимания детям. Они пестовали грудных младенцев, то есть с особыми приговорами пеленали и лечили, учили ходить, укачивали и пели колыбельные, ходили в лес за грибами и ягодами, рассказывали сказки.
Дедушки, которые ещё оставались хозяевами в доме, мало этим занимались. Но, отойдя от дел, тоже начинали нянчить детей, присматривали за ними во время уличных игр, мастерили игрушки, чинили инвентарь. Дедушка для детей был главным источником сведений о мире и нормах поведения в крестьянской среде.
Няня — вторая бабушка
Маленьких детей дворян, как ни странно, воспитывали похожим образом. До пяти-семи лет главной в их воспитании была няня, которая становилась для них второй бабушкой.
Чаще это были именно бабушки из крепостных крестьянок — поэтому народные колыбельные, сказки, потешки и приговорки для дворянских детей были такими же родными, как для детей крестьян.
Но нянями становились и уроженки Германии и Англии, и звали их иначе — бонны. Как правило, это тоже были женщины в возрасте, и они не только воспитывали детей, но и с детства приучали их к иностранному языку. С боннами у детей тоже складывались тёплые отношения, но не так часто, как с русскими нянями.
Женщины, которые становились нянями, были приветливые, добрые, опрятные и набожные. Ребёнок ни с кем не проводил столько времени, сколько с няней, и воспоминания о них уже взрослых дворян были самыми тёплыми. Старушки-няни понимали детей как никто другой, защищали и были мудрыми посредниками между малышами и родителями.
Дядька и воспитание мальчиков
У мальчиков-дворян с пяти лет появлялся другой наставник, заменявший няню, — дядька. Обычно он был пожилым выходцем из крестьян, но достаточно энергичным, чтобы управляться с маленьким «барчуком».
Дядька заботился о быте ребёнка: будил утром и укладывал вечером, следил за опрятностью, здоровьем, развлекал, сопровождал в поездках и на прогулках. Часто именно дядьки учили мальчиков ездить верхом и охотиться.
С особенной любовью вспоминает о своём пожилом дядьке поэт Афанасий Фет. Он был очень шаловливым и резвым ребёнком, а его дядька Филипп Агафонович не всегда мог поспеть за ним.
Маленький Афанасий, иногда подшучивая над ним, залезал в саду на верхушку дерева, и дядьке приходилось догонять его и слёзно просить спуститься. Фет вспоминает: «Большею частию старик умел занять меня своими рассказами…».
А ещё Филипп Агафонович учил читать маленького Афанасия. И хотя это выходило не без усилий, дядька умел упросить воспитанника почитать ему, ссылаясь на то, что глаза у него «больно плохи».
Опыт старших поколений делает наш кругозор ещё шире, поэтому он так ценен.

Источник: Почему пожилые люди были важны для детей дворян и крестьян — Активный возраст (sberbankaktivno.ru) 
*Информация взята из открытых источников сети интернет

Контакты для связи:
Наша почта: yashma@office-nko.ru
Сайт: https://yashma.office-nko.ru
Группа в ВКОНТАКТЕ: https://vk.com/anosonyashma
Группа в ОДНОКЛАССНИКАХ: https://ok.ru/group/66273623343137
Группа в Telegram: https://t.me/anosonyashma

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *